БУДДИЙСКАЯ СИМВОЛИКА НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТОРЕВТИКЕ ЮЖНОЙ СИБИРИ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-31-38

Полный текст:


Аннотация

Введение. Цель данной статьи заключается в историко-социологическом и культурологическом осмыслении происхождения и семантики орнамента на ряде предметов из цветного металла, происходящих из археологических раскопок или случайных находок на территории Южной Сибири. В археологических собраниях ряда музеев данного региона хранятся изделия декоративно-прикладного искусства из металла, имеющие сходную форму, функциональное назначение и украшенные рельефным орнаментом, композиционным центром которого является так называемый «бесконечный узел», или «узел счастья». Этот орнамент в несколько усложненной форме сохраняется в декоративно-прикладном искусстве некоторых народов (тувинцы, буряты) Саяно-Алтайского региона по настоящее время. Задачей данной статьи является раскрытие семантики этого орнамента, исходя из анализа буддийских и манихейских текстов и изображений. Непосредственным предметом палеосоциологических реконструкций в данной работе являются миграции  средневековых этнических групп (уйгуры, енисейские кыргызы) ‑ носителей определенных религиозно-мировоззренческих идей. Эти идеи, будучи зафиксированными в предметах материальной культуры, и являются объектом научного анализа.

Методы. В работе применены историко-генетический, ретроспективный методы и метод искусствоведческого анализа.

Результаты. Выявлены исторические предпосылки синкретичности религиозных представлений населения данного региона (элементы буддизма, манихейства, шаманизма). Прослежены связи с культурными центрами Центральной и Южной Азии и Ближнего Востока. С привлечением дополнительных археологических и исторических источников установлен этнокультурный контекст распространения буддийских и манихейских верований на фоне борьбы средневековых кыргызов и Уйгурского каганата. Обоснована гипотеза о раннем (VIII‑IX вв.) проникновении элементов буддизма в Южную Сибирь.

Выводы. Буддийский символ «узел счастья» был заимствован синкретической манихейской религией, исповедуемой уйгурами и кыргызами, и принесен последними в Саяно-Алтайский регион Южной Сибири.


Об авторе

Сергей Васильевич БАШТАННИК
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук г. Кемерово, Россия
Россия
кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории археологии, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук


Список литературы

1. Бородкин Ю.М. Курганы у с. Тарасово // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1977. Вып. 9. С. 139-147.

2. Алексанян А.Г. Инкультурация манихейского учения в китайском социуме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2008. № 3. С. 44-55.

3. Желобов Д.Е. «Три религии» гаочанских уйгуров. // Научный диалог. 2012. Вып. 9. С. 6-16.

4. Кызласов Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии. Москва-Абакан, 1999.

5. Абурайхан Бируни. Избранные произведения. Т. 1. Ташкент: Издательство Ака-демии наук Узбекской ССР, 1957.

6. Кызласов Л.Р. Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение. 2001. № 5. С. 83-90.


Дополнительные файлы

Для цитирования: БАШТАННИК С.В. БУДДИЙСКАЯ СИМВОЛИКА НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТОРЕВТИКЕ ЮЖНОЙ СИБИРИ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019;11(3):31-38. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-31-38

For citation: BASHTANNIK S.V. BUDDHIST SYMBOLIC ON MEDIEVAL TOREUTICS OF SOUTH SIBERIA. Historical and social-educational ideas. 2019;11(3):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-31-38

Просмотров: 1

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)