РЕБЕНОК-ИНВАЛИД В СЕМЬЕ: ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ И ЗОНЫ НАПРЯЖЕНИЙ


https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95

Полный текст:


Аннотация

В социологии признано, что семья является основой общества, обеспечивающая и его стабильность, и его развитие. Однако возникают ситуации, при которых сама семья нуждается в поддержке и помощи не только со стороны близких людей, но и государственных структур и органов социальной защиты. Данная статья посвящена исследованию семьи, в которой родился и воспитывается ребенок-инвалид. Целью исследования явилось изучение динамики отношений между родителями до появления ребенка и после его рождения, анализу социальных и эмоциональных сторон отношений, характеристик ситуации, способствующей разрушению семьи. В качестве стратегии исследования была выбрана кейс-стади. В эту монографическую методику были включены три метода: глубинное интервью и включенное наблюдение и метод семантического дифференциала.

В семье прослеживаются изменения отношений: от радостных, беззаботных до взаимных обид, скандалов и обвинений. Рождение ребенка выровняло эмоциональный фон отношений родителей, сделав его более ровным, спокойным, но равнодушным. Зонами напряжения являются: длительное ожидание появления малыша, известие о болезни будущего ребенка, рождение ребенка с ДЦП, проблемы ухода, общения и воспитания. 


Об авторе

Инна Викторовна ВАСИЛЕНКО
Волгоградский государственный университет Волгоград, Россия
Россия
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии, Волгоградский государственный университет


Список литературы

1. Василенко И.В., Василенко И.В. Вейпинг: модели выбора и поведения российских региональных покупателей «Бездымных сигарет» // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №12(66). – Часть 2. – Декабрь. – С. 82-86.

2. Верещагин А.В., Степанов О.В. Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать? //Гуманитарий Юга России. − 2017. − Т. 6. − №4. − С. 88-98.

3. Иванова В.С., Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л. Личностные особенности матерей и родительско-детские отношения в семьях, воспитывающих детей инвалидов с детским церебральным параличом. // Научно-педагогическое обозрение. − 2017. − №2(16). − С. 48-53.

4. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256с.

5. Квале С. Исследовательское интервью. − М.: Смысл, 2003. − 301с.

6. Кушнаренко Е.Е., Терскова А.А. Социально-экономические и психологические про-блемы семей с детьми с инвалидностью в 90-е гг. ХХ века. //Эпоха науки. − 2018. − № 16. − С. 282-290.

7. Лебедь О.Л., Гусева М., Цейтман Г. В семье – тяжело больной ребенок. Изучение та-кой семьи и работа с нею. //Социальная педагогика в России. − 2014.− №1. − С.35-41.

8. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии. − М.: Академия, 2003. − 272с.

9. Стоянова В.В. Коррекция детско-родительских отношений в семье с ребенком- ин-валидом. //Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сбор-ник. − 2014. − №2. − С. 190-194.

10. Албогычиева М.Х. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными воз-можностями. Современные научные исследования и инновации. − 2018. − №5. − С. 50 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86515 (дата об-ращения: 25.03.2019).

11. Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.K.L. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology, 1998, vol. 74, pp. 1464–1480

12. Osgood CH., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana, Chicago and London. University of Illinois Press, 1957, 342 pp.

13. Spradley J.P. Participant Observation. Fort Worth et al.: Harcourt Brace College Publish-ers,1980

14. Tracy P.E., Fox J.A. The Validity of Randomized Response for Sensitive Measurements// American Sociological Review. 1981.Vol.46. No.2.


Дополнительные файлы

Для цитирования: ВАСИЛЕНКО И.В. РЕБЕНОК-ИНВАЛИД В СЕМЬЕ: ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ И ЗОНЫ НАПРЯЖЕНИЙ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019;11(3):83-95. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95

For citation: VASILENKO I.V. A DISABLED CHILD IN THE FAMILY: DYNAMICS OF THE RELATIONSHIP AND AREAS OF STRESS. Historical and social-educational ideas. 2019;11(3):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-83-95

Просмотров: 12

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2075-9908 (Print)
ISSN 2219-6048 (Online)