ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Array Array Array

Аннотация


Важнейшей задачей современного образовательного процесса является организация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Сегодня важно не только передавать студентам определенную сумму знаний, но и формировать умения самостоятельно приобретать новые знания, самостоятельно учиться. Правильно организованная самостоятельная работа стимулирует развитие творческих способностей и стремление к самообразованию. Повышение эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов связано с формированием познавательной самостоятельности (self-directed learning), способности к самообразованию (self-instruction) и обучением умению учиться (learning to learn), где важное значение приобретают метапознавательные навыки и стратегии. В статье отражены результаты проведенного анализа методов формирования метапознавательных навыков и методов оценки метакогнитивной осознанности, их преимущества и недостатки. Описана разработанная автором технология развития метакогнитивных навыков и формирования готовности использовать полученные знания в профессиональной деятельности, что обеспечит самоуправление и самоорганизацию деятельности будущих специалистов при решении нестандартных, проблемных задач. Ключевым положением технологии является то, что студент выступает как активный и самостоятельный субъект учебной деятельности, а преподаватель ‒ в роли помощника и консультанта, мотивирующего студента и дающего рекомендации относительно повышения эффективности усвоения иностранного языка, относительно самообучения и саморазвития студента. Приведены и проанализированы результаты внедрения технологии в процесс обучения иностранному языку в техническом вузе. В статье приведены первые результаты применения и апробации новой технологии, благодаря чему мы можем сделать вывод, что предложенная технология и благоприятные условия образовательной среды способствуют целенаправленному и системному развитию метакогнитивного компонента учебного процесса, формированию позитивного отношения к осуществлению иноязычной самостоятельной учебной деятельности, расширению педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Ключевые слова


метапознание;метакогнитивные навыки;самообразование;познавательная самостоятельность;метакогнитивная осознанность;оценка знания мониторинга;технология;самостоятельная работа

Полный текст:

PDF

Литература


Hartman H.J. Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, The Netherlands, 2001.

Pressley M., Ghatala E.S. Self-regulated learning: Monitoring learning from text. Educational Psychologist 25: 19-33, 1990.

Bransford J.D., Brown A.L., Cocking R.R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. National Academy Press, Washington, DC, 1999.

Garner R., Alexander P.A. Metacognition: Answered and unanswered questions. Educational Psychologist 24(2), pp. 143-158, 1989.

Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don’t: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report 2002-3, New York, 2002, 2003.

Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary Educational Psychology, vol. 19, pp. 460-475, 1994.

Беленкова Ю.С. Развитие метакогнитивных способностей студентов энергетических специальностей средствами информационных технологий в процессе обучения иностранному языку // Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки». – Самара: Изд-во СамГТУ, 2013. ‒ № 2(20). – С. 15-22.

Беленкова Ю.С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. ‒ № 3. Часть 2. – Всероссийский научный журнал, 2015. –С. 20-23.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-134-138

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)