ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕФЛЕКСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Считая задачу развития познавательной активности чрезвычайно актуальной, автор в данной статье представил конкретный экспериментальный план развития познавательной активности студентов посредством рефлексивной технологии. Рефлексия, на взгляд автора, повышает познавательную активность в силу того, что придает процессу познания черты субъектности и субъективности (в субъектности познания отражается активность личности, в субъективности – личностный смысл содержания познания и познавательного процесса). Цель работы ‒ изучение возможностей рефлексивной технологии в повышении познавательной активности студентов. Объект исследования – познавательная активность субъектов познания. Предмет исследования – рефлексивные образовательные технологии как средство развития познавательной активности субъектов познания.
На констатирующем этапе диагностировались особенности познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности, степени трудности-легкости учения, эмоциональном отношении к учению (нравится – не нравится учиться), любознательности, интернальности достижений и рефлексии студентов экспериментальной и контрольной групп.
На формирующем этапе исследования апробировалась рефлексивная технология повышения познавательной активности студентов экспериментальных групп.
На контрольном этапе осуществлялась повторная диагностика особенностей познавательной активности, выраженной в показателях академической успешности и рефлексии будущих педагогов экспериментальных и контрольной групп.
В результате такого эксперимента продолжительностью в два семестра у студентов существенно повысилась рефлексивность мышления, сформировались рефлексивные навыки, появилась потребность в самопознании и развитии. Существенно возросла познавательная активность, выраженная в показателях академической успешности, трудности-легкости учения, эмоционально-положительного отношения к учебе, положительного отношения к содержанию и методам обучения, интернальности, потребности в познании, достижений, любознательности.
В уникальной авторской программе развития познавательной активности представлены все признаки рефлексивной технологии: концептуальность, системность, эффективность и воспроизводимость.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Гасанова Д.И. Саногенное мышление как фактор профессиональной ресурсности педагога // Вестник Екатерининского института. ‒ № 1 (13) 2011. ‒ С. 73-79.
Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. ‒ Вып. № 5. ‒ 2014. ‒ С. 146-150.
Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышение эффективности учебной деятельности : Монография. – М., изд-во Штыкова М.А., 2000. – 19 п.л.
Морозюк С.Н. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления : Уч. пособие. – М.: Прометей, 2013. – 8,2 п.л. /4,1 п.л.
Орлов Ю.М. Обида. Вина : Монография – М.; Слайдинг, 2011. – 96 с.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-156-163
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)