МОДЕЛЬ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ВИЗУАЛЬНОГО РЯДА РОССИЙСКИХ АЗБУК И БУКВАРЕЙ КОНЦА XIX ‒ НАЧАЛА XX ВЕКА

Array Array Array

Аннотация


На сегодняшний день преобладание визуальной кодировки информации детерминирует изменения в текстах и внетекстовых компонентах учебника, затрагивает задачи размещения и количество иллюстративного материала, определяет взаимосвязи и взаимовлияния текстовой и образной информации, ориентирует на новые формы организации процесса обучения. Движение человечества от доминирующей лого- или текстоцентричной культуры к распространению и утверждению визуальных форм трансляции информации началось на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот период времени в учебной литературе визуальные компоненты приобрели самостоятельное дидактическое значение. Начал складываться целостный визуальный ряд школьного учебника.

Визуальный ряд учебника стал предметом специального изучения для многих научных дисциплин. Общей целью нашей исследовательской работы является ответ на вопрос: какие дидактические функции были присущи визуальному ряду учебников для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX – начала XX в., почему, как и каким образом они менялись. В данной статье мы остановимся на проблеме выделения структурных компонентов визуального ряда и спектра выполняемых ими функций.

Предлагая модель данного анализа, мы опирались на разработку проблемы функций учебника В.В. Краевским, В.Г. Бейлинсоном, И.Я. Лернером, В.П. Беспалько и характеристики основных структурных компонентов учебника, предложенные Д.Д. Зуевым, А.М. Сохором, Я.А. Микком и др. 


Ключевые слова


учебник; функции учебника; структура учебника; визуальный ряд; визуальный элемент; визуальный компонент; дидактические функции; структурно-функциональный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Зуев Д.Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных изданий: реальность, проблемы, перспективы // Проблемы школьного учебника. – Вып.18. – М.: Просвещение, 1988. – С. 286-319.

Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение. – 1974. – №. 1. – С. 2-46.

Ромашина Е.Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в Российских школьных учебниках рубежа XIX‒ XX вв. [Электронный ресурс] / Е.Ю. Ромашина // Проблемы современного образования. – 2014. – № 6. – С. 135-148. http://www.pmedu.ru/res/2014_6_10.pdf. [дата обращения: 15.06.2016].

Бейлинсон В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников / В.Г. Бейлинсон, Д.Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. – Вып. 5. – М.: Просвещение, 1977. – С. 69-82.

Зуев Д.Д. Школьный учебник / ДД. Зуев. – М.: Педагогика, 1983. – 240 с.

Краевский В.В. Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики // Проблемы школьного учебника. – Вып. 4. – М.: Просвещение, 1975. – С. 13-37.

Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей учебных текстов // Проблемы школьного учебника. – Вып. 5. – М.: Просвещение, 1977. – С. 91-98.

Карабанов А.П. К вопросу о педагогической экспертизе учебной книги / А.П. Карабанов, В.С. Черепанов // Проблемы школьного учебника. – Вып.17. – М.: Просвещение, 1987. – С. 194-195.

Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функций учебника // Проблемы школьного учебника. – Вып. 7. – М.: Просвещение, 1978. – С. 20-39.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителя. ‒ М., 1982. ‒ С. 23-24.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-258-263

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)