КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ С ТРУДНОСТЯМИ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Проблемы коммуникативной деятельности подростков из семей мигрантов обусловлены увеличением процессов миграции на территории России. Развитие процессов миграции обострили проблемы адаптации детей и подростков в инокультурной среде. Проведение ряда социально-психологических исследований особенностей подростков из семей мигрантов показало, что проблема социальной адаптации и интеграции в обществе подростков из семей мигрантов с трудностями речевого и коммуникативного развития считается наиболее сложной. Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. Для формирования личности подростка очень важна оценка референтной группы, которой является школьный коллектив. Если у подростка трудности в речевом развитии, он будет испытывать проблемы в коммуникативной деятельности. Это повлечет за собой не только проблемы в учебной деятельности, но и в определении статуса подростка в группе сверстников. Определение уровней успешности коммуникативного и речевого развития подростков из семей мигрантов необходимо для формирования тренинговой группы и последующей коррекционной работы. Это позволит повысить у подростков из семей мигрантов адаптацию и социализацию.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 220 с.
Виноградова, Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды школы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Виноградова Екатерина Львовна. – Нижний Новгород, 2011. – 26 с. – URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005003753#?page=1.
Десятникова, Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю. М. Десятникова // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 83–91.
Ефимова, Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, как необходимое и эффективное условие ресоциализации [Электронный ресурс] / Г. А. Ефимова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 3. – С. 73–82. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22014519
Исаакян, О. В. Психологические особенности формирования безопасной дизайн -среды общеобразовательной школы [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Исаакян Оксана Викторовна. – Ростов н/Д., 2009. – 194 с. : ил.
Ковалева, Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения [Текст] : монография / Н. И. Ковалева, Е. Ю. Пряжникова, Л. Г. Юрченко. – Славянск-на-Кубани : [Алев], 2009. – 128 с.
Ковалева, Н. И., Лукьяненко М. А., Исаакян О. В. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [Текст] : монография / Н. И. Ковалева, М. А. Лукьяненко, О. В. Исаакян – Славянск-на-Кубани : [Изд.центр филиала], 2015. – 157 с.
Касимова, Э. Г. Психология и педагогика общения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э. Г. Касимова ; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. Образования «Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса». – 2-е изд. – Уфа : Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2013. – 112 с. : табл. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272485.
Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании [Текст] : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 424 с.
Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Г. Осухова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков. Программы. Групповые занятия. Проектная деятельность [Текст] / авт.-сост.: С. А. Пырочкина, О. П. Погорелова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 123 с.
Социальный педагог в школе [Текст]. Вып.2 / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. - 254 с.
Хухлаева, О. В. Работа психолога в многонациональной школе [Текст] : учеб. пособие / О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисова. – М.: ФОРУМ, 2011. – 176 с.
Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Щербатых. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 256 с.: ил.
Юдина, А. И. Оценка эффективности педагогического сопровождения социализации подростков в условиях трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 24. – С. 244–264. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20256139.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-72-78
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)