ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ СССР В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1928-1932 ГГ.): НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКОЙ АССР
Аннотация
В данной статье впервые предпринята попытка рассмотреть процесс индустриализации дорожных работ в Башкирской АССР в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.). Главная цель научно-технического прогресса в дорожной отрасли состоит в повышении эффективности затрат, направляемых на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети, которая достигается путем использования новейших средств механизации и автоматизации. Сам процесс совершенствования дорожного строительства слабо исследован в исторической литературе, поэтому изучение индустриализации дорожного хозяйства Башкирии в указанный период, является актуальным. Автором, на основе ранее неопубликованных архивных данных, раскрываются основные этапы механизации дорожного дела в Башкирии в 1928-1932 гг. Дорожное машиностроение в СССР берет свое начало с 1930 г., с образованием специализированного треста дорожного машиностроения (Дормаштрест), в состав которого вошли четыре завода дорожного машиностроения. Безусловно, в исторических реалиях того времени, заводы в полной мере не обеспечивали дорожные органы своей продукцией. Этому способствовал целый ряд факторов: несвоевременная доставка заводам металла, ошибки при конструировании машин, а также задержки с транспортировкой готовой продукции на места. По различным причинам использование поступивших механизмов не превышало 30-40% от их возможной производительности. Так, дорожные машины на места отправлялись без должного согласования с потребностями, без учета местных особенностей дорожных работ, без запасных частей и инструкций. Дорожные органы так же не были обеспечены специально обученными кадрами. В результате план первой пятилетки в области дорожно-строительных работ не был выполнен.
Ключевые слова
Литература
Механизация, индустриализация и автоматизация – пути повышения эффективности дорожно-строительного производства [Электронный ресурс] // Сайт Строй-Техника.ру. URL: http://stroy-technics.ru/article/mekhanizatsiya-industrializatsiya-i-avtomatizatsiya-puti-povysheniya-effektivnosti-dorozhno-stroitelnogo-proizvodstva (Дата обращения: 02.02.2017).
Артоболевский И.И., Благонравов А.А. Очерки истории техники в России (1861-1917). - Москва: Наука, 1975 - 397 с.
Кудрявцев А.С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период). Т.2, Москва: Дориздат, 1957. - 367 с.
История Башкортостана во второй половине XIX – начале XX века. В 2 т.: Т.II. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2007. – С.96-99
История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. / Под. Ред. И.Г. Акманова. Т.2: История Башкортостана. ХХ век / сост. И.Г. Акманов, С.Ф. Касимов. – Уфа: Китап, 2006. - С.211.
Аминов Ш.Х. Исторические аспекты развития дорожной инфраструктуры региона с развитым нефтехимическим комплексом. – Уфа: Монография, 2008. – 251 с.
Экономика Башкортостана: учебник для вузов и ссузов/ под. Общ. ред. Х.А. Барлыбаева. 3-е изд., перераб. и доп. – Уфа, 2007. - С.24
История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917 - 1945 гг. - СПб., 1997. - 416 с.
Артамонов А. Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом "секретно" [Электронный ресурс] // URL: http://profilib.com/chtenie/144205/andrey-artamonov-spetsobekty-stalina-ekskursiya-pod-grifom-sekretno-33.php (Дата обращения: 02.02.2017).
Артоболевский И.И., Благонравов А.А. Очерки истории техники в России (1861-1917) [Электронный ресурс]. Москва: Наука, 1975. URL:http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st025.shtml (Дата обращения: 10.02.2017).
Тетерин Л. Люди города. Обо всех директорах Онежского (Александровского и Петровского) завода [Электронный ресурс] // Газета Онежец, 2004 URL:http://petrozavodsk2.narod.ru/otz2.html (Дата обращения: 10.02.2017).
Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.Р-786. Оп.1. Д.117. Л.131.
Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства (СУ РСФСР)1929. N 31. Ст. 319.
Горбачева А. В. Правовое регулирование труда работников дорожного хозяйства в период с 1917 по 1936 годы//История государства и права. -2015. - № 6. - С. 26 – 30.
Автодорожный транспорт к XVI октябрю // За рулем. – 1933. – №21. – С.4-6.
Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР. Третье издание. Москва: Плановое хозяйство. 1930.
Больше внимания строительству дорожных машин // За рулем. – 1932. –№ 6. – С.7-8.
Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.8130. Оп.1. Д. 91. Л.17.
РГАЭ. Ф. 8130. Оп.1. Д. 116. Л.87.
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.Р-374. Оп. 10. Д.2307. Л. 22 об.
ГА РФ. Ф.Р-374. Оп. 10. Д.2307. Л. 22 об.
НА РБ. Ф.Р-786. Оп.1. Д.76. Л.13.
НА РБ. Ф.Р-786. Оп.1. Д.35. Л.69.
Инженерные изыскания / Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс ] // URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=698802 (Дата обращения: 10.02.2017).
НА РБ. Ф.Р-786. Оп.1. Д. 76. Л.15.
НА РБ. Ф.Р-786. Оп.1. Д. 99. Л. 302 об.
НА РБ. Ф.Р-786. Оп.1. Д. 122. Л. 82.
Автодорожный транспорт к XVI октябрю // За рулем. – 1933. – №21. – С.4-6.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)