СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виталина Анатольевна Швецова, Евгения Петровна Пчелкина

Аннотация


Синергетической подход к обучению акцентирует ряд новых аспектов, связанных с реализацией основных принципов синергетики: принципа открытости процесса обучения, его нелинейности (инвариантности) и неустойчивости (динамичности). Представление об открытости учебного процесса ориентирует педагога на построение методов совместной деятельности, а не акцентирование индивидуального процесса учения. Во-вторых, представление о неустойчивости учебного процесса ориентирует преподавателя на малое «резонансное», стимулирующее воздействие. С точки зрения синергетики обучение, прежде всего, заключается в стимулирующем воздействии, побуждающем обучаемого к открытию себя для сотрудничества с другими людьми и самим собой. С синергетической точки зрения обучение рассматривается как процесс самоорганизации личности, обусловливающий стабильное состояние нового уровня (качественно отличного от предыдущего). Другими словами, акцентируется внимание к глубоким изменениям личности, происходящим в процессе обучения, то есть к процессу формирования новообразований. Синергетический подход ориентирует студентов на самообучение через овладение «универсальным» методом познания, который обеспечивает знание общих закономерностей самоорганизации. Также уделяется внимание активизации наглядно-образного, эмпирического восприятия мира как источника интуитивного познания, обогащающего творческое начало человека. Принципы си- нергетики обосновывают использование потенциала интерактивных методов, активизирующих процессы социального взаимодействия в коллективе обучающихся и способствующих переходу к самообучению.

Ключевые слова


синергетической подход;интерактивное обучение;самоорганизация личности студента;коллективная самоорганизация;стадии процесса самоорганизации;совместная деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Панова О.И. Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2008.

Поддубный Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. - Белгород: Поллитерра, 2003. - 152 с.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М: КомКнига, 2011. - С. 272.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Психология, 2003. - 192 с.

Халанская В.А. Самоорганизация личности студента в процессе обучения с помощью активных методов. - М.: Изд-во СГУ, 2010. - 186 с.

Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС,2004. - 84 с.

Аршинов В.И., Лайтман М., Свирский Я.И. Сфирот. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 248.

Халанская В.А. Процесс самоорганизации личности студентов при изучении психологии с помощью активных методов обучения: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Курск: Изд-во КГУ, 2006. - 24 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)