«ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ» КАК ЖАНР: МОТИВЫ ПАМЯТИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1970-х ГОДОВ
Аннотация
Мотив памяти о Великой Отечественной войне ведущий в образной системе отечественных фильмов 1970-х годов на военную тему, занимавших прочное место в производственном плане киностудий и значительных в жанровой палитре советского кино 1968-1985 гг. Именно на рубеже 1960-1970-х годов память о войне получает институциональное закрепление: начинаются официальные празднования Дня победы, ведется активное возведение и открытие мемориальных комплексов, формируются общности ветеранов войны, публикуются историко-патриотические романы и мемуары военачальников и т.п. Советский кинематограф 1970-х годов объемно и многообразно отразил эти изменения в мемориальной культуре страны, художественно воплотил на экране различные формы и смыслы индивидуальной и народной памяти о войне. Анализируются обозначившиеся в этот период два экранных подхода, в которых осуществлялось осмысление войны. Первый масштабные «художественно-документальные эпопеи», выдержанные в русле официальной советской историографии. Иной художественный подход к осмыслению войны не эпические, не панорамные, а, напротив, «камерные» и «малоформатные» по охвату событий картины о военном времени и о памяти поколений, возвращающейся к войне. На материале советских фильмов 1970-х годов, главным образом ленинградского игрового кинематографа, раскрываются различные способы воплощения мотива памяти в художественном строе картин и его значение в формировании идейно-стилистического облика фильмов. В военных картинах мотив памяти выступает сюжетообразующим началом, реализуется как композиционный прием ретроспекций-воспоминаний героя, воплощается в параллельном развитии сюжетных линий, смыкающих события войны и современность, звучит в различном внефабульном материале, открывающем или завершающем фильм. Делается вывод, что художественная направленность на сохранение и актуализацию памяти о событиях войны выделяет рассмотренные картины в оригинальную фильмографическую общность советского кино 1970-х годов. Кинематографическая специфика этой общности заключена в смыслообразующей значимости художественного мотива памяти в образной системе фильмов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.). М.: НИИ киноискусства ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013.
Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития // Киноведческие записки. 2004. № 66.
Гусев А. Спасение по правилам: Военный фильм // Сеанс: [сайт]. Режим доступа: http://seance.ru/blog/war-film/ (дата обращения: 08.11.2017).
Neale S. War Films in Genre and Hollywood. Psychology Press, 2000.
Eberwein R.T. The War Film. Rutgers University Press, 2005.
Clarke J. War Films. Virgin Books, 2006.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-131-136
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)