НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА
Аннотация
Семья является основной средой жизни ребенка с СДВГ, определяющим фактором формирования (развития) его личности, главным определяющим фактором его будущего, дальнейшей жизнедеятельности. В статье констатируется, что семейное воспитание детей старшего дошкольного возраста с СДВГ нуждается в высококвалифицированном (высокопрофессиональном) социально-педагогическом сопровождении полифункциональной команды специалистов. В специализированном (многопрофильном) психолого-медико-педагогическом центре работают специалисты различных профилей, объединенные усилия которых будут способствовать и обеспечивать выбор оптимального варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания конкретного ребенка. В профессиональной деятельности сотрудников специализированного (многопрофильного) центра в сфере личностно-делового взаимодействия с родителями ребенка с СДВГ заложен огромный (психологопедагогический, социально-медицинский, социально-педагогический, социокультурный) потенциал для реализации технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с СДВГ. Авторы статьи утверждают, что реализация технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ будет эффективной, если: в основу процесса социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ заложен индивидуально-ориентированный, дифференцированный, системно- комплексный подходы; содержание социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ включает специализированную работу сотрудников Центра (педагогов, психологов, медиков, дефектологов, специалистов ЛФК) в сфере формирования у родителей адекватного понимания особенностей ситуации личностного развития их ребенка, осознания перспектив его дальнейшей социализации; технология рассматриваемого сопровождения реализуется с учетом специфики жизненной ситуации конкретной семьи и ребенка, всех ее нюансов; обеспечивается интеграция усилий специалистов различного профиля Центра в области диагностики, прогнозирования, реализации выбранного варианта социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности психолого-педагогических служб образовательных учреждений разного типа и центров развития детей, а также в ходе повышения квалификации психологов, педагогов по проблеме социально-педагогического сопровождения семейного воспитания старших дошкольников с СДВГ.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - С. 13-16.
Брязгунов И.П. [и др.] Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика-М, 2002.
Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Социально-педагогические, интегративно- антропологические и технологические аспекты формирования инклюзивной образовательной среды // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. Т. 8. - № 4- 2. - С. 119-126.
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2008.
Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // пед. - 2007. - № 3. - С. 13-18.
Иванюк Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГСУ, 2006. - 24 с.
Ливинская А.М. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007. - 24 с.
Машкович Н.В., Падылин Н.Ю., Никитина Н.И. Типичные трудности семейного воспитания старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «В мире науки и инноваций» (20 апреля 2017 г., г. Казань). - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 100-106.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб., 2007.
Никитина Н.И., Гребенникова В.М., Козлова Д.А. Некоторые аспекты тьюторства в системе инклюзивного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 3 (9). - С. 35-39.
Сатари В.В., Немкова С.А. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей // Управление начальной лой. - 2010. - № 10. - С. 11-15.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М., 2008.
Степанова Т.М. Дети-непоседы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). - М., 2013.
Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. - СПб., 2004.
Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психотерапия детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. - 2011. - № 2. - С. 8-11.
Grebennikova V.M., Nikitina N.I. Theoretical-methodological and socio-pedagogical foundations of inclusive education // Журнал министерства народного просвещения. - 2016. - № 3 (9). - С. 93-102.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-83-94
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)