ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

А. Г. МИХАЙЛОВА, М. В. КОСЦОВА

Аннотация


Введение. Проблема, исследуемая в данной статье, актуальна в рамках перехода на традиционное обучение системы высшего образования. Изменения, связанные с переходом на дистанционное обучение, показали необходимость социально-психологической адаптации личности к новым социальным условиям существования, что, в свою очередь, привело к понижению мотивации к успеху, неготовности к преодолению барьеров общения. Поэтому целью данной статьи является определение этапов формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения, характеристика психологических предпосылок возникновения рассматриваемой готовности.

Материалы и методы. Для достижения цели использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социологической, философской, социальной литературы по рассматриваемой проблеме; анализ, синтез и систематизация основных подходов; эмпирическое исследование: экспериментальная психодиагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении. Методологической основой исследования послужили идеи теории когнитивной оценки, в соответствии с которой при выполнении деятельности субъект оценивает, что именно является причиной его действий, насколько она эффективна и может ли он в процессе данной деятельности поддерживать значимые межличностные отношения.

Для изучения причин эмоциональных барьеров в межличностном общении была использована методика диагностики В.В. Бойко. На основе эмпирического исследования получены научно-методические рекомендации, способствующие эффективности процесса формированию готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения в условиях вуза. Для развития внутренней мотивации как базовой потребности личности применялся тренинг внутренней мотивации В.А. Климчук (программа) в условиях поэтапного формирования рассматриваемой готовности.

Результаты исследования. Полученные результаты экспериментальной психодиагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении свидетельствуют о важной проблеме в установлении контакта с окружающей средой, а именно неадекватном проявлении эмоций, что потребовало разработки поэтапной методики формирования готовности к преодолению барьеров коммуникации в изменяющихся условиях образовательного пространства. Выяснено, что рассматриваемая готовность представляет собой установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Психологическими предпосылками возникновения готовности являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы.

Отмечено, что побудительным средством формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения выступает личностно-ориентированный подход, способствующий продуктивному решению выдвинутой проблемы исследования.

Обсуждение и заключение. Результаты обзора психологических работ по проблеме исследования показали, что в современной социальной психологии под эмоциональными барьерами понимаются внутренние препятствия к совершению обществом разрешенных или даже вознаграждаемых действий. Среди эмоциональных барьеров межличностного общения можно назвать: барьер, возникающий на основе страдания; барьер, основанный на горе; барьер, вызванный раздражением и гневом; барьер триадного комплекса страха, стыда и вины; речевые и языковые барьеры; барьеры отрицательных эмоций и т.д.

Сделан анализ причин эмоциональных барьеров в межличностном общении экспериментальной группы студентов-филологов, результаты которого определили важные проблемы в установлении контакта с окружающей средой.

В рамках формирующего этапа реализованы педагогические условия, влияющие на успешность процесса адаптации и преодоление барьеров общения: введение тренинга; внутренней мотивации; использование специальных методов предотвращения коммуникативных барьеров и техник общения, выступающих теоретико-методической основой формирования обозначенной готовности.


Ключевые слова


готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения, межличностное взаимодействие, методика диагностики В.В. Бойко, личностно-ориентированный подход, теория когнитивной оценки, тренинг внутренней мотивации

Полный текст:

PDF

Литература


Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая ака-демия, 1995. – 328 с.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Фи-линъ, 1996. – 472 с.

Головко О.Н., Грабовец Р.А., Лей В.А. Традиционная педагогика и инноваци-онные процессы в высшей технической школе // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 72-76.

Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо- и этнокуль-турной среде: Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. – Саратов, 2005. – Вып. 2. – С. 4-22.

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко (2020) / URL: http://www.stotestov.ru/опросник/диагностика-эмоциональных-барьеров (дата обращения: 29.05.2020).

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации (2020) / URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_klimchuk/1.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адапта-ции личности // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. В 8 т. – СПб., 2003. – Т. 5. – С. 39-42

Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.

Михайлова А.Г. Социально-психологическая адаптация личности в рамках формирования коммуникативной готовности будущих инженеров // Педа-гогика: история, перспективы. – Т. 3. – № 2. – 2020. – С. 151-157.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: Учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зин-ченко. – М.: Логос, 2001. – 356 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений (2020) / URL: https://alextoman.ru/wp-content/uploads/2012/12/pciholodgy_otnosheniy-Мясищев.pdf (дата обраще-ния: 20.06.2020).

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории (2020) / URL: https://www.b17.ru/books.php?book=methodology_problems (дата обращения: 20.06.2020).

Психология общения. Практикум по психологии: Учеб. пособ. / Н.С. Ефимова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 с.

Репина М.В. Готовность к преодолению барьеров иноязычного общения сту-дентов-переводчиков: компоненты и этапы формирования // Известия Вол-гоградского государственного педагогического университета. – 2010. – С. 132.

Самоукина Н.В. Психология оптимизма. (2020). Популярная психология / URL: https://www.psyoffice.ru/page,18,4708-samoukina-n.-v.-psikhologija-optimizma..html (дата обращения: 20.04.2020).

Сорокина Д.Б. Основные подходы к пониманию феномена «барьеры обще-ния» в психологической науке // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Т. 5. – № 3 / URL: http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

Тутушкина М.К., Артемьева В.А., Волков С.А. и др. Практическая психология: Учеб. пособ. / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков и др. – 4-е изд. – Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 368 с.

Эмоциональные барьеры в межличностном общении (2020) / URL: https://studwood.ru/913590/psihologiya/emotsionalnye_barery_mezhlichnostnom_obscheni (дата обращения: 29.05.2020).

Altan-Atalay, Ayse; Saritas-Atalar, Dilek. Interpersonal Emotion Regulation Strate-gies: How do They Interact with Negative Mood Regulation Expectancies in Ex-plaining Anxiety and Depression? // Current Psychology Springer Science and Business Media LLC, 2019. – Pp. 1-7; doi:10.1007/s12144-019-00586-2

Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. Information Technologies as a Means of Acmeological Influence in the Context of Personal Self Realization // 2nd Inter-national Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2020) DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.211 1271-1275

Baryshnikov N.V., Bernshteyn V.L. The Formation of Professional Communicative Intercultural Competence: Summarising the Experience and Searching for New Didactic Solutions // Language and Culture. Tomsk State Univ. Linguistics. V. – 2018. – № 43. – Pp. 136-147. DOI: 10.17223/19996195/43/9

Burtsev A.A. Comprehensive Prevention Issues of Impaired Driving: Organizational, Legal, Medical and Socio-Psychological Aspects. Social Psychology and Society. Moscow State Univ. // Psychology & Education. – 2018. – V. 9. No. 4. – Pp. 98-107. DOI: 10.17759/sps.2018090409

Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Shapoval V.A., Tulupyeva T.V. Value Contradictions as Psychodiagnostic Criteria of Professional Competence and an Intrapersonal Conflict. Moscow State Psychological & Pedagogical Univ. – 2018. – V. 11. No. 3. – Pp.120-139. DOI: 10.17759/exppsy.2018110309

Eckland, Nathaniel S.; Leyro, Teresa M.; Mendes, Wendy Berry. The Role of Physi-ology and Voice in Emotion Perception During Social Stress // Journal of Nonver-bal Behavior. – 2019. – V. 4. – Pp. 493-511.

Fitzpatrick, Olivia M.; Whelen, Megan L.; Falkenstrom, Fredrick. Who Benefits the Most From Cognitive Change in Cognitive Therapy of Depression? A Study of Interpersonal Factors // Journal of consulting and clinical psychology. –2019. – Т. 88 V. 2. – Pp. 128-136.

Heckhausen Jutta, Heckhausen Heinz Motivation and Action (2020) / URL: http://bookre.org/reader?file=1061160 (accessed: 20.06.2020).

Kim, Heejung; Kim, Sunah; Kong, Seongsook. Social Provision Partially Mediates the Complex Associations Among Posttraumatic Stress, Obsessive-Compulsive and Depressive Symptoms in Traumatized Patients // Journal of Advanced Nursing. – 2020. – Т. 76. V. 2. – Pp.566-576.

Kruchina O.N., Mikhaylova A.G. Formation of Professional and Communicative Skills in the Study of Foreign Languages in Maritime Specialties. E3S Web Conf. In-ternational Science Conference SPbWOSCE-2018 “Business Technologies for Sus-tainable Urban Development Volume 110, 2019 / URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2019/36/e3sconf _spbwosce2019_02004/e3sconf_spbwosce2019_02004.html (date accessed: 04.09.2019).

Мikhaylova A. G. Innovative pedagogical technologies of communicative skills for-mation / Идеи. Поиски. Решения: Cб. ст. и тезисов XII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Минск, 26 ок-тября 2018 г. В 7 т. Т. 3 / БГУ, [редкол. Н.Н. Нижнева (отв. ред.) и др.]. – Минск: БГУ, 2018. – 99 c. С. 41-46 / URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/208758 (дата обращения: 10.07.2019).

Mikhaylova A., Kruchina O., Skorobogatova V., Drozdova A., Petrunina J. Future specialists' readiness formation for communicative interpersonal interaction: E3S Web of Conferences. – 2020. – Vol. 164. – Issue 2. DOI.org/10.1051/e3sconf/201911002004

Niven, Karen; Troth, Ashlea C.; Holman, David. Do the Effects of Interpersonal Emotion Regulation Depend on People's Underlying Motives? // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2019. – Т. 92. – № 4. – Рр. 1020-1025.

Rahim, M. Afzalur; Katz, Jeffrey P. (2019) Forty Years of Conflict: the Effects of Gender and Generation on Conflict-Management Strategies / URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJCMA-03-2019-0045/full/html

Slanbekova, Gulnara Kobylanovna; Chung, Man Cheung; Ayupova, Gulbarshyn Turagulovna. The Relationship between Posttraumatic Stress Disor-der, Interpersonal Sensitivity and Specific Distress Symptoms: the Role of Cogni-tive Emotion Regulation // Psychiatric Quarterly. – 2019. – Т. 90. V. 4. – Pp. 803-814.

Steen-Utheim, A. Wittek, A.L. Dialogic Feedback and Potentialities for Student learning // Learning, Culture and Social Interaction. – 2017. – Vol. 15. – Pp. 18-30. DOI: 10.1016/j.lcsi.2017.06.002

Young, R.F. Language and Interaction: An Advanced Resource Book. – London & New York: Routledge, 2008. – 352 р.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2020-12-3-101-119

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)