Социальная дистанцированность и межнациональное общение в этническом поведении дагестанской молодежи

Мадина Магомедкамиловна Шахбанова

Аннотация


Введение. На характер межнациональной коммуникации, интенсивность межличностных контактов, состояние межэтнической сферы непосредственное влияние оказывает социокультурная специфика этнической общности, которая подразумевает отличия и сходства между национальными образованиями. Поэтому научный интерес представляет выраженность социальной дистанцированности в многонациональном и полирелигиозном социуме, каковым является Дагестан. Социальная дистанция и специфика ее проявления в общественном сознании и поведении являются ключевыми факторами формирования межнациональной толерантности, сохранения стабильности и позитивного межэтнического климата. Поэтому установление существующих в общественном сознании молодого поколения дагестанцев допустимых и недопустимых границ межнационального взаимодействия обусловлено тем, что, по мнению автора, именно этническая граница определяет векторы (стабильного или нестабильного) развития социума.

Методы исследования. Социальная дистанция изучена с использованием шкалы Э. Богардуса, показывающая существующие в общественном сознании дагестанской молодежи установки на принятие представителей иной национальной общности в различных сферах взаимодействия. Эмпирическое исследование проведено в2022 г. в административных образованиях Республики Дагестан: гг. Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский, Левашинский районы. Объектом исследования является дагестанская молодежь. Предметом исследования выступает социальная дистанцированность и ее выражение в общественном сознании молодого поколения дагестанцев. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос. N = 543.

Результаты исследования.  Автор придерживается позиции, что ярко выраженная социальная дистанция, как обозначение  «мы-они» и констатация этнокультурной специфики, несет в себе негативный заряд, ибо может формировать в обществе интолерантные установки, отрицательные этнические стереотипы, предубеждения не позволяющие поддерживать межличностное общение и сохранить позитивный межэтнический климат. Проведенное исследование показывает доминирование в общественном сознании молодого поколения дагестанцев позитивных установок на межнациональное взаимодействие и его положительная характеристика. Основанием для вывода о существовании в поведении опрошенной дагестанской молодежи принципов толерантности является эмпирический материал показывающий существенный процентный разрыв по позициям, во-первых, подчеркивающем позитивный настрой на взаимодействие, во-вторых, обозначение респондентами отсутствия этнических образований, с которыми им дискомфортно коммуницировать. Критерием измерения социальной дистанции является готовность взаимодействовать с представителями инонациональной общности в различных сферах жизнедеятельности: аналитика материала констатирует о слабой выраженности социальной дистанции у опрошенной дагестанской молодежи. Как правило, при позитивном восприятии инонационального окружения практически во всех социальных областях, исключение составляла семейно-брачная сфера: верификация эмпирики констатирует об отсутствии предубеждений в массовом сознании молодого поколения дагестанцев и готовности принять человека другой этнической принадлежности в такой консервативной сфере как семейно-брачная.


Ключевые слова


дагестанская молодежь, межнациональное общение, межнациональные отношения, межнациональное взаимодействие, полиэтничность, социальная дистанция, социальная сфера, этноконтакты

Полный текст:

PDF

Литература


Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С. 35–46.

Арутюнов С.Л. Этничность – объективная реальность (отклик на статью С.В. Чешко) // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 7–10.

Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 3–26.

Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С.В. Чешко «Человек и этничность») // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 21–31.

Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных этнических теорий и концепций) // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С. 3–18.

Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 3–15.

Рыбаков В.С. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. № 3. С. 3–24.

Сергеев В. Социальная дистанция и национальные установки // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 2. С. 57–61.

Цит. по: Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. редактор Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 485 с.

Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. редактор Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 485 с.

Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России. М.: Институт социологии, 1998. – 385 с.

Кузнецов И.М. Баланс межнациональных установок как индикатор состояния межэтнических отношений // Мир России. 2017. Т. 26. № 1. С. 58–80.




DOI: https://doi.org/10.17748/2219-6048-2023-15-2-89-102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)