Социогенетический код детства

Авторы

  • Лариса Владимировна Быкасова Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал). Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
  • Александра Николаевна Самойлова Южный Федеральный университет, Россия, Таганрог

Ключевые слова:

социум, семья, защита детей, воспитание, социогенетический код, наследственность.

Аннотация

 

Введение. С позиции системного подхода в статье рассматривается феномен детства и его социогенетический код, формируемый в социуме, которым для ребенка с момента его рождения является семья. Для определения роли семьи как важного социального института, имеющего своей целью воспитание подрастающего поколения и социализацию личности, через призму социологии, педагогики, психологии и права рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности субъекта, влияющие на становление нравственности и гражданственности человека.

Материалы и методы. Для рефлексии феномена авторами используется комплекс методов теоретического исследования: дедукция, индукция, мысленное моделирование, что позволяет интерпретировать исторические, социальные, культурные, личностные детерминанты реального состояния изучаемого объекта.

Результаты исследования. Авторами предпринята попытка рефлексии педагогических и психологических оснований концептуальных положений тактики и стратегии воспитательной работы с детьми в современной семье, что объясняется пристальным вниманием Правительства Российской Федерации к вопросам семьи как опоры общества в формировании личности, ее нравственности и морали. Семья имеет бесспорную бытийную значимость, безусловное смысловое наполнение, несомненную филогенетическую сущность, в связи с чем рассматривается в статье как дискурсивное пространство со множеством сред,  создаваемых для умственного, физического развития личности, для формирования культуры личности.

Основным концептуальным положением в исследовании социогенетического кода детства является воссоздание модели педагогического менталитета родителей, предполагающей исследование базовых ценностей семьи, ее традиций и устоев, миссии семьи, а также приемов семейного воспитания, направленных на становление ребенка и разворачивание его личности.

Биографии авторов

Лариса Владимировна Быкасова, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал). Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Быкасова Лариса Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал). Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ)

Россия, Ростов-на-Дону

РИНЦ SPIN-код: 2544-6452

ORCID: 0000-0003-4866-1222

E-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru

Александра Николаевна Самойлова, Южный Федеральный университет, Россия, Таганрог

Самойлова Александра Николаевна – аспирант, Южный Федеральный университет

Россия, Таганрог

РИНЦ SPIN-код: 2342-0373

E-mail: s_a_n_l@mail.ru

Библиографические ссылки

Волков А.В., Волкова С.В. Homo educationandus в зеркале философской антропологии // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6 (48). – C. 22-30. DOI: 10.32744 / pse.2020.6.2

Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. – М.: Юрайт, 2022. – 151 с. ISBN 978-5-534-09629-3

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10979.

Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. – М.: Владос, 2010. – 296 с.

Митросенко С.В., Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Газизова Т.В., Коваль С.А. Социальная защита детства: Учеб. пособ. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 88.

Выготский Л.С. Психология развития. – М.: Юрайт, 2023. – 281 с. ISBN 978-5-534-07290-7.

Селиванова Е.А., Тысячная Т.А. Психолого-педагогические условия формирования положительной «Я-концепции» подростков // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 4 (38). – С. 229-235. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4- 229-235

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2021. – 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1

Рябцев В.К., Слободчиков В.И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образователь-ной организации // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т. 14. № 3. – С. 113-130. DOI: 10.17759/psyedu.2022140307

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А. Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – № 2 (77). – С. 130-135.

Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях ин-формационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. – 2022. – № 4. – С. 188-198. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.18

Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник Московского университета. – 2022. – № 4. – С. 4-17. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-4-17 7.

Конституция РФ: Конституция РФ от 6.10.2022 № 8-ФКЗ: с изм. от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ. – URL: http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 12.02.2024).

Семейный кодекс Российской Федерации: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ: с изм. и доп. от 26.10.2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 03.02.2024).

Быкасова Л.В. Интерсубъективность правовой культуры молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2021. – Т. 13. № 2. – С. 223-235.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Выпуск

Раздел

Общая педагогика, история педагогики и образования